Благоустройство территории школы: Мнение эксперта

11 июля 2017

Каждый из нас ходил в школу и хранит в своей памяти воспоминания об этих годах. Какую роль в них играет школьный двор – место, куда вы бежали после уроков? Помните, как там все было устроено?

Мы спросили у Марка Сартана (журналиста, психолога и руководителя компании «Умная школа») о том, как должна быть организована территория школы. Он рассказал нам о принципе связности и разделенности территории и о том, почему она должна быть открытой:

«От одного американского специалиста я слышал, что настоящее образование происходит на перекрестке. 

«Там, где встречаются, пересекаются разные группы и процессы, — там расцветает образование. Школьный двор — прекрасное место для возникновения подобного перекрестка. Нельзя недооценивать его значение». 

Марк Сартан

Журналист, психолог, руководитель «Умная школа»

Школьная территория — это место, где можно организовать так называемое отзывчивое пространство. Этот термин обычно пытаются применить к школе, но двор откликается на потребности легче, чем здание, — просто потому, что ландшафт отзывчивее, чем бетон. 

Территория у школы могла бы стать местом проектной деятельности и групповой активности, стыковаться с тем, что происходит внутри здания. Местом, где все перемешиваются и встречаются. Перед теми, кто проектирует школьный двор, нужно ставить образовательные задачи, тогда он будет не обременением для школы, как сегодня, а наоборот, местом, которое позволяет развиваться, дополнительным ресурсом. Сложно говорить о каком-то минимальном размере, потому что условия у школ очень разные. Международная школа в Казани — очень интересное здание (и сама школа), но в силу разных причин у нее очень маленькая территория: все, что они смогли там разместить, — пару хороших спортивных площадок. Одно дело школа в стесненной городской застройке, другое — когда вокруг есть простор. Важно правильно расставить приоритеты. Что обязательно должно быть в школьном дворе, так это инфраструктура для активности на свежем воздухе. Всем ее очень не хватает, и для здоровья это очень важно. Все остальное — по возможности.

International School of Kazan, Россия © linkedin.com

Что происходит сегодня в городах: школьная территория, центр микрорайона, огораживается и просто вырезается из общественного пространства, остается недоступной, микрорайон разваливается. Это катастрофа — школьная территория должна быть открытой. Почему-то считается, что забор обеспечит безопасность. Но, во-первых, иногда он, наоборот, может стать источником опасности, а во-вторых, сегодня существует огромное количество альтернативных средств контроля доступа. Про эстетику я уже не говорю. В Северной Европе заборов нет. В Америке нет. В Великобритании нет. Можно установить систему видеонаблюдения, отделить территорию ландшафтными средствами — рядами кустов, дорожками. Но не делать закрытой территорию.

Modern High School, Лос-Анджелес, США © arhimania.ro

Почему-то безопасность у нас понимается именно как ограничение передвижения. Если следовать строго существующим нормативам и традициям, все нужно разгородить. Территорию школы отгородить. Первый класс отгородить, четвертый класс отгородить, библиотеку отгородить, столовую отгородить. В детском саду группы друг от друга отгородить. Даже территория прогулочная должна быть разгорожена. Не дай бог первый класс и седьмой придут друг к другу. Но это уже не школа — это тюрьма. Надо двигаться в сторону открытых пространств. Один из принципов, который мы наблюдаем в современной школьной архитектуре, — это сочетание связности и разделенности. Территорию можно делать разделенную, но связную. Просто вместо забора нужно делать более деликатное зонирование. Есть хороший пример из Финляндии, школа в Сауналахти: в ней два школьных двора, для младшей и старшей школы. Но на плане вы даже не заметите, что это два разных двора. Они должны быть разными, потому что разные особенности у разных возрастов, но не должны приводить к сегрегации.

Школа Saunalahti, Финляндия © designzoom.ru

Современность диктует необходимость того, чтобы транспорт подбирался к школе, должна быть возможность безопасного въезда и парковки. К тому же наши нормативы заставляют оставить проезд для пожарных машин вдоль здания и между зданиями. Но это не значит, что территория должна быть проезжей всегда. Можно отделить ее шлагбаумом или знаками. Просто транспортные потоки не должны пересекаться с пешеходными — это мировой опыт, в этом нет ничего особенного. В одну зону машины заезжают, а в другую нет, и дети там гуляют в полной безопасности».

Фото на обложке: © idea.build2last.ru

Предыдущая Следующая
новость