Как жительница Вязников стала первой железнодорожницей в России вопреки стереотипам

25 мая 2018

Первая железная дорога в России открылась в 1837 году. После этого поезда еще долгое время оставались чудом транспорта: посмотреть на их прибытие собирались толпы, и многие мечтали работать на железной дороге. Однако для женщин престижная работа была недоступна из-за патриархальных настроений в обществе. По легенде Николай I велел "и на пушечный выстрел баб к чугунке не подпущать". Первой через преграды в 1863 году прорвалась жительница Вязников Ольга Кнушевицкая.

Вокзал в Вязниках в наши дни (с) Вячеслав Павлов, photobook33.ru

Вокзал в Вязниках открылся на год раньше, и начальником станции был назначен Степан Кнушевицкий. Его дочь, 18-летняя Ольга, написала прошение занять должность кассира на новой станции. Дерзкая по тем временам просьба вызвала переполох. В газетах спорили, достойна ли женщина находиться рядом с поездами. А чтобы нанять Кнушевицкую, пришлось посылать запрос в Министерство путей сообщения: необычную просьбу девушки не рискнула выполнить ни одна из нижестоящих инстанций. 

Ольга Кнушевицкая проработала на вокзале 40 лет, сначала в Вязниках, потом во Владимире. Как и многим женщинам после нее, ей запрещалось совмещать труд на железной дороге и семью. Кнушевицкая активно занималась общественной жизнью: перечисляла деньги на книги для создававшейся в Вязниках общественной библиотеки, помогала детям бедных железнодорожников. После переезда во Владимир она организовала в городе любительский театр.

Мемориальная доска в честь  Ольги Кнушевицкой (с)  Александр Кожевников

В 2010 году на вокзале в Вязниках открыли памятную доску в честь Кнушевицкой. Она была первой из многих, решивших пробиваться в закрытую для женщин профессию. В дореволюционной России женщинам было доступно ограниченное число должностей, да и общее число работниц на железной дороге не должно было превышать 20% (по правилам 1890 года). 

В советское время ограничения ослабли, и женщинам, кроме кассирш и типографисток, открылись инженерные профессии, должности проводниц, связисток. Сегодня в РЖД женщины составляют 35% персонала. Однако до сих пор в России на законодательном уровне закреплены 456 запрещенных для женщин профессий, из которых 23 - железнодорожные. Так, женщина все еще не может работать машинисткой (а вот в советские годы такие случаи редко, но все же были).

Предыдущая Следующая
новость