Высшее образование в моногородах: что узнала экспедиция из Москвы

21 мая 2018

Какую роль играют университеты в моногородах? Насколько привлекательно высшее образование для молодежи в городе, где базовое предприятие определяет и экономическую ситуацию, и социальное развитие? На эти и другие вопросы попытались ответить студенты московской Высшей школы экономики (ВШЭ) в ходе экспедиции в моногорода Свердловской области Нижний Тагил, Верхнюю Салду, Верхнюю Пышму, Каменск-Уральский и Первоуральск.

Технический университет УГМК в Верхней Пышме (с) ВШЭ

Перед экспедицией в лаборатории "Развитие университетов" ВШЭ подготовили интерактивную карту по высшему образованию в моногородах. Предсказуемо выяснилось, что больше всего ВУЗов в самых крупных моногородах по численности населения. Исключение составил Благовещенск, где на 35 тысяч жителей 4 университета. Также исследователи обнаружили, что студенты в моногородах предпочитают учиться заочно, так как из-за низких доходов семей подростки часто вынуждены раньше выходить на рынок труда. Любопытно, что помимо инженерных специальностей, естественных для промышленных городов, студенты в моногородах часто выбирают педагогические науки.

(с) uni.hse.ru/monogoroda
с) uni.hse.ru/monogoroda
с) uni.hse.ru/monogoroda

О самой экспедиции Моногородам.рф рассказала руководитель проекта аналитик лаборатории "Развитие университетов" Ксения Романенко.

Ксения, расскажите, пожалуйста, о студенческих экспедициях ВШЭ? Почему темой вашей стали моногорода?

В НИУ ВШЭ есть специальный проект "Открываем Россию заново", посвященный студенческим экспедициям. Чтобы отправиться в экспедицию, нужно заявить идею и программу экспедиции, провести отбор среди студентов Вышки, сформировавать план исследования и отправиться в путь. В нашей лаборатории "Развитие университетов" занимаются исследованиями систем высшего образования, и тема связи университета и города или университета и региона одна из ключевых. Поэтому для экспедиции мы выбрали тему моногородов, одну из самых ярких тем общественных дискуссий. 

Какие города вы выбрали для исследования и почему?

Конкретными пунктами экспедиции стали Екатеринбург и монопрофильные города Урала – Нижний Тагил, Верхняя Салда, Верхняя Пышма, Каменск-Уральский, Первоуральск. Помимо очевидной географической особенности (смычка Европы и Азии, "хребет России"), эти территории – интереснейший пример концентрации промышленности, значительная часть которой локализована в моногородах. Развитие тяжелых индустрий и добывающих производств исторически определяло функции вузов в этом регионе. Структура экономики сильно изменилась с тех времен, когда были сформированы эти города, а система высшего образования разрослась и диверсифицировалась. Нам кажется важным и интересным понять, чем вузы моногородов важны своим территориям сейчас.

(с) ВШЭ

Кто поехал в экспедицию?

В экспедицию попали студенты Высшей школы экономики, а также Уральского федерального университета (УрФУ), Кемеровского государственного университета и Финансового университета при Правительстве РФ. Среди направлений подготовки: исследования образования, политология, социология, государственное и муниципальное управление, юриспуденция, экономика, медиакоммуникации. Перед поездкой для студентов провели семинары по исследовательской этике, качественным методам исследования, городской антропологии. Собрали статистические данные об образовательной миграции и ландшафте высшего образования в Свердловской области. 

(с) ВШЭ

Основной метод исследования – интервью. Участники экспедиции общались со студентами, школьниками, университетскими преподавателями, представителями университетской администрации, молодыми специалистами и представителями кадровых служб на производстве.

Как отличается ситуация с высшим образованием в тех городах, которые вы исследовали?

Мы были в пяти моногородах Свердловской области. В трех из них – Нижнем Тагиле, Верхней Салде и Каменске-Уральском активно действуют филиалы УрФУ. В Верхней Пышме и Первоуральске чуть более необычно устроенные кейсы, там индустрия – Уральская горно-металлургическая компания (УГМК) и Первоуральский новотрубный завод (ПНТЗ) - открыли свои образовательные программы. В Верхней Пышме открыт негосударственный вуз, Технологический университет УГМК, у которого с ближайшего учебного года начнется бюджетный прием. 

(с) ВШЭ

В Первоуральске работает образовательный центр ПНТЗ, в котором реализуются программы среднего профессионального образования. Однако механизм так называемой базовой кафедры вуза на производстве (довольно необычный формат) позволяет сотрудникам предприятия получать высшее образование в городе без фактического наличия учреждения высшего образования.

Есть ли какая-то специфика высшего образования в городах, где градообразующие предприятия так сильно вовлечены в обучение?

Да, как мы и ожидали, университеты в моногородах тесно связаны с местным производством. Многие дискуссии о современном высшем образовании типа несоответствия образования запросам работодателей здесь неактуальны. Конечно, основные направления обучения – это все, что связано с металлургией. Обязательная студенческая практика здесь, действительно, выполняет роль практики, когда студенты подключаются к реальным рабочим задачам. В некоторых случаях, как, например, в Верхней Салде с третьего курса они устраиваются на работу в ВСМПО-АВИСМА. В течение дня студенты успевают и отработать смену, и посетить лекции.

(с) ВШЭ

Кроме студентов-целевиков, есть студенты-бюджетники, которые получают специальные стипендии – сильно выше обычных академических стипендий, а потом, после окончания обучения, начинают работу на производстве. Темы курсовых и дипломных работ предлагаются со стороны производства, а лучшие работы рекомендуются к внедрению.

(с) ВШЭ

Университеты в моногороде часто выполняют роль не только высшего учебного заведения, а активно работают с другими уровнями образования. Например, в Политехническом институте в Каменске-Уральском работают курсы по программированию и робототехнике для младших школьников. А у Нижнетагильского технологического института есть шесть профильных классов в местных школах, где каждый школьник занимается собственным исследовательским проектом по химии или физике под руководством вузовского преподавателя.

А как обстоит дело с рынком труда? Могут ли выпускники найти работу по профессии или вынуждены уезжать?

Мы говорили со студентами вузов в моногородах. Среди них есть и те, кто родился в том же городе и остался в нем учиться и работать. Но есть и случаи, когда специально приезжают учиться в университет в моногороде из других городов и регионов. Так в Техническом университете УГМК учатся студенты со всей России – их образование определяется всей системой производства – сотрудника или даже выпускника школы могут направить учиться в Верхнюю Пышму от любого завода холдинга, а потом выпускник вернется и, если все сложится, сможет воплотить в жизнь свою дипломную работу.

Первоуральский новотрубный завод (с) ВШЭ

Мы также проводили интервью со студентами екатеринбургских вузов, которые сами родом из моногородов, но уехали учиться в столицу региона. Когда они рассказывали о том, почему уехали, часто упоминали проблемы с экологией или с досугом в моногороде. А вот те, кто выбрал остаться в моногороде, нередко упоминали в качестве своего мотива и понятный профессиональный трек вуз-производство, и желание развивать свой город.

Читайте также:

Белая металлургия: как завод в Первоуральске обрел свою философию

Предыдущая Следующая
новость