Кировский вокзал: история заброшенной легенды

14 мая 2018

Звание одного из самых удивительных зданий Кировска заслуженно принадлежит монументальному железнодорожному вокзалу в духе сталинского ампира. Прослуживший до середины 90-х годов вокзал сегодня заброшен, но даже в полуразрушенном виде не утратил масштабности. 

(с) Евгений Антонов, vk.com/khibinyaero

Кировчане до сих вспоминают вокзал с теплотой и грустят из-за его утраты, ведь это было одно из важнейших мест города: отсюда уезжали в отпуск, здесь же играли свадьбы. О пельменях из привокзального ресторана до сих рассказывают с восторгом. Но откуда в небольшом Кировске взялся такой грандиозный вокзал, в советские годы бывший чуть ли не главным  эпицентром событий?

Фото 1939 года (с) Музейно-выставочный центр АО "Апатит"

Строительство вокзала началось в 1934 году, почти сразу после основания Кировска. Сооружение по задумке должно было стать монументальным входом в новый социалистический город. Проектировал здание архитектор Николай Митурич, автор таких капитальных зданий, как ДК имени первой пятилетки в Санкт-Петербурге и ДК имени Кирова в Мурманске. 

(с) vk.com/khibiny

Вокзал в Кировске получился помпезным: гранитная облицовка, высокие потолки три просторных зала с колоннами, в центральном зале - репродукция картины Айвазовского "Девятый вал". На вокзале были магазины и гостиница, а в начале 60-х там открылся один из лучших ресторанов города. Однако, по одной из версий, вся эта роскошь должна была появиться вовсе не в Кировске, городке на тупиковой железнодорожной ветке, а в Кирове, но по ошибке чиновников вокзал возвели в Мурманской области.

2015 год (с) dron285.livejournal.com

Есть еще две, более щадящие самолюбие Кировска, версии происхождения вокзала. По одной из них его построили для всемирного конгресса горняков, который должен был пройти в Кировске, по другой - через город собирались провести линию на Мурманск, пробив тоннель через Хибины. Так или иначе, Кировск получил вокзал-достопримечательность. Участники сообщества "Кировск-Хибины" Вконтакте вспоминают, как в здании вокзала проводили банкеты, как удобно было оттуда уезжать в отпуск, и как в местной пельменной отмечали свадьбы. 

2015 год (с) dron285.livejournal.com

Кировский вокзал проработал до 1996 года, когда отменили единственную пассажирскую электричку, ходившую из Кировска - до Апатитов. Как раз в это время люди массово покидали Кировск (в период с 1989 по 2000 год население города сократилось на четверть), и поддерживать маршрут стало невыгодно. С тех пор удивительный вокзал методично разрушается. Через несколько лет после закрытия там произошел пожар, и с тех пор крыши у здания нет. В блоге "Транспорт Мурманской области" делают неутешительный вывод: перспектив для восстановления памятника советской эпохи нет. 

Фото 2017 года (с)  Людмила Белая, lavina.info


Предыдущая Следующая
новость