От Тагила до Елатьмы: Что картины могут рассказать о моногородах

26 апреля 2018

Живопись - еще один способ лучше узнать свой город, возможность подробно разглядеть мельчайшие нюансы света и тени на знакомых улицах, увидеть историю глазами художника. В сегодняшней подборке - взгляд живописцев на моногорода.

Сарапул

Купеческий город на Каме с деревянными домами, каменными особняками, лошадиными повозками, церквями и оживленной пристанью - таким увидел старый Сарапул начала XX удмуртский художник Валентин Белых.

Вид на старый Сарапул со Старцевой горы, В. Белых
Старый Сарапул. Пристань на Каме, В. Белых

Ростов

Николай Рерих много путешествовал по России и миру в поисках вдохновения для творчества. Среди российских городов художник отдавал предпочтение древним и богатым памятниками старины. В 1903 он побывал в Ростове Великом и сделал несколько этюдов местного достояния - древнрусских храмов.

Ростов Великий, 1903. Н. Рерих

Елабуга

 Елабуга никого не оставляет равнодушным: в 1953 году ленинградский художник Анатолий Васильев посетил город и в пастельных тонах изобразил очаровавшую его местную пристань.

Пристань в Елабуге. А. Васильев

А задолго до него,  в 1877 году, в Елабуге побывал Иван Шишкин, автор знаменитой картины "Утро в сосновом лесу", и написал несколько пейзажей елабужской природы, в том числе картину "Рожь", которая выставлена в Третьяковке.

Рожь. И. Шишкин

Алексин

Алексин был популярным местом дачного отдыха на рубеже XIX и XX веков. Приезжавший сюда Василий Поленов выбрал живописный вид на речку Свинку для одной из своих картин.

Речка Свинка близ Алексина. В. Поленов

Галич

В 1961 году в Галиче работал Владимир Стожаров. Проведя в городе почти год, художник выполнил несколько десятков этюдов города, на которых изображена рыбацкая слобода и типичные деревянные домишки.

Этюд с фиолетовыми наличниками. 1961 год В. Стожаров
Рыбацкая слобода. 1962 год. В. Стожаров

Димитровград

Живописец Петр Верещагин, брат Василия Верещагина, точно уловил дух Димитровграда середины XIX века, который тогда назывался Мелекесс. Город тогда был важным культурным и промышленным центром, но при этом сохранял уездную медлительность и спокойствие - все это есть на картине.

Вид на Мелекесс. П. Верещагин

Знаменка

Живописец-пейзажист Федор Васильев в 70-х годах позапрошлого века гостил в усадьбе в селе Знаменка и написал несколько картин, в том числе вывешенную в Третьяковской галерее работу "Мокрый луг".

"Мокрый луг". Ф. Васильев

Нижний Тагил

Для уральского художника Геннадия Горелова, известного декоративными, минералогическими пейзажамиНижний Тагил стал излюбленным сюжетомКаждая картина триптиха "Легенда. Нижний Тагил" похожа на драгоценный кристалл и рассказывает историю того, как город буквально высек свою историю из камня.

"Легенда. Нижний Тагил" Уральский град, Г. Горелов
"Легенда. Нижний Тагил" Рождение города, Г. Горелов
"Легенда. Нижний Тагил" Легенда об Урале, Г. Горелов

Елатьма

Елатьма - тихий город на берегу Оки. В XVII веке Елатьма обогащалась за счет производства парусов, парус есть даже на современном гербе города. Такой старую Елатьму и изобразил художник Александр Александровский.

"Елатьма. ХVII век", А. Александровский

Тутаев

В 1906 -1909 годах в Романове, который входит в современный Тутаев, побывал Борис Кустодиев. В картине "Гулянье на Волге" он изобразил бульвар с видом на борисоглебскую сторону, сумев запечатлеть основные черты русского провинциального быта. Эта картина хранится в Русском музее.

"Гулянье на Волге". Б. Кустодиев


Предыдущая Следующая
новость