Что такое дизайн-код

19 января 2018

На волне городского благоустройства многие моногорода озаботились разработкой собственного дизайн-кода. Его обсуждают в Первоуральске, прорабатывают в Новотроицке и уже собираются внедрять в Сарапуле. Разбираемся, что такое дизайн-код и зачем он нужен городу.

(с) КБ "Стрелка"

По сути дизайн-код - это свод правил и рекомендаций. С их помощью формируется стилистически единая, комфортная и безопасная городская среда. Дизайн-код описывает, как должны выглядеть фасады зданий, уличное покрытие и мощение, элементы освещения, уличная мебель и указатели.

Зачастую внедрять дизайн-код начинают с вывесок и рекламы, которыми обычно хаотично завешаны даже исторические и несомненно ценные здания в российских городах. Достаточно просто очистить фасады от визуального шума и привести вывески к общему знаменателю, и сразу бросится в глаза, как улучшилось городская среда.

Вывески в Саратове до демонтажа (с) КБ "Стрелка"

В России впервые дизайн-код вывесок разработала студия Артемия Лебедева для центра Москвы в 2013 году. А весной 2017 года внедрять новые правила оформления фасадов начали в Саратове. Дизайн-код для Саратова разработало КБ "Стрелка" совместно с АИЖК в рамках приоритетного госпроекта по формированию комфортной среды в городах по всей стране. Саратов стал пилотным проектом большой федеральной программы.

Реклама должна быть только на зеленых частях с) КБ "Стрелка"

Важная черта любого дизайн-кода - наглядность. Документ должен содержать содержит большое количество схем и изображений, которые доходчиво иллюстрируют суть правил. Тогда городским властям и предпринимателям, котором как раз и придется менять вывески, будет проще сориентироваться в изменениях.

Что сделали в Саратове

Улицы города разделили на 2 категории - историческую и типовую - в зависимости от преобладающей застройки. Для каждого типа улиц есть свои требования и ограничения. На фасадах домов выделили "зеленые зоны" - места, где можно размещать рекламу. Арендаторам предложили выбрать формат вывески: все разрешенные шрифты, цвета, размеры прописаны в дизайн-коде. По словам руководителя проекта Алёны Жмуровой, по новому дизайн-коду вывески не могут закрывать больше 30% фасадов, хотя раньше занимали все 50%.

Почему это важно

  • Из-за визуально шума люди перестают осознавать ценность города. Архитектурная ценность застройки теряется , глаз человека не отдыхает, и в результате горожане перестают гулять по улицам и проводят досуг в торговых центрах. Правильный дизайн-код возвращает культуру прогулок. 
  • Из-за оттока пешеходов с визуально перегруженных улиц сокращается посещаемость кафе и ресторанов. Люди больше не воспринимают улицу как место отдыха. Деградация городской среды приводит к тому, что страдают и горожане, и малый бизнес.
  • Когда на фасадах творится рекламная анархия, большую часть пространства занимают крупные компании с большими ресурсами. Маленькие бизнесы проигрывают конкуренцию за рекламное место. Если же у всех вывески еднообразны внешне и по размеру, все предприятия находятся в разных условиях и имеют шанс привлечь вернувшихся на улицы из торговых центров потенциальных клиентов.

Читайте также:

Что такое городская среда

Что такое благоустройство

Что такое урбанизм

Что такое общественное пространство

Что такое идентичность

Что такое мастер-план

Что такое дизайн-проект

Что такое вовлечение и зачем оно нужно

Предыдущая Следующая
новость