Как в Северодвинске берегут старейший пароход в России

05 декабря 2017

Колесный пароход "Н.В.Гоголь" - гордость речного флота России. Это старейшее пассажирское судно страны, которое все еще на плаву. Значительную роль в его сохранении сыграл Северодвинск.

2017 год (с) vk.com/gogol_pomortur

История парохода насчитывает более ста лет: он был построен в 1911 году в Нижнем Новгороде на Сормовском заводе по по заказу Северного пароходного общества "Котлас — Архангельск — Мурман".

После переправки на север судно исправно перевозило пассажиров по маршрутам Вологда-Архангельск, Великий Устюг-Архангельск. Во время Гражданской, а затем и Великой Отечественной войны пароход использовали как плавучий госпиталь.

Примерно каждые двадцать-тридцать лет "Гоголь" проходил капитальный ремонт, которые хотя и мало чего оставили от оригинальных частей судна, позволили ему дожить до сегодняшних дней. При этом исторический облик парохода сохранен. Сердце парохода, его паровая машина, а также рулевое управление, те же самые, что стояли на пароходе с его первых дней.

Машинное отделение (с) sdelanounas.ru
(с) sdelanounas.ru
(c) frocush.livejournal.com

В 70-х многие колесные пароходы списывали на слом, но "Гоголю" повезло, его приобрел судоремонтный завод "Звездочка", одно из градообразующих предприятий Северодвинска. Идея выкупить пароход принадлежала главному инженеру "Звездочки" Юрию Богатыреву, который в свое время курсантом речного училища проходил на "Гоголе" практику. За пароход предприятие отдало Северному речному пароходству 100 тонн металлолома.

(с) vk.com/gogol_pomortur

После модернизации из парохода сделали плавбазу отдыха для работников завода, а в 90-х судно стало возить туристов по Северной Двине. Этим же пароход занимается и сейчас. В прошлом году, например, "Гоголь" совершил более 60 рейсов, перевезя около 3 тысяч человек.

В дореволюционные времена пароход вмещал до 700 пассажиров, многие из которых, очевидно, размещались прямо на палубах, на своих тюках. Сейчас он рассчитан на 53 пассажира, для которых созданы вполне комфортабельные условия.

Так выглядит одна из кают:

(c) frocush.livejournal.com

А так - ресторан:

(c) frocush.livejournal.com

Правда, и стоимость поездок на «Гоголе» довольно высокая. Билет на двухчасовую прогулку в прошедшем сезоне стоил 950 рублей. Поездка в четырехдневный круиз обойдется в сумму около 40 тысяч рублей.

Пароход не только возит туристов. Он по-прежнему устраивает рейсы и для сотрудников завода, на него водят школьные экскурсии, а еще "Гоголь" - излюбленный объект для телевизионных и киносъемок. В этом году, например, здесь проходили съемки фильма "Хождение по мукам" с Юлией Снигирь, Анной Чиповской и Леонидом Бичевиным в главных ролях.

(с) ЦС "Звёздочка"
(с) ЦС "Звёздочка"

После каждого сезона навигации, который заканчивается в конце сентября-октябре, пароход возвращается в цеха "Звездочки", в те самые, где ремонтируют атомные подводные лодки. Там "Гоголь" бережливо подновляют и модернизируют, подготавливая к очередному сезону.

Пароход "Гоголь" является брендом не только Северодвинска, но и всей Архангельской области. В 1998 году он был объявлен памятником истории областного значения. В 2010 году судно получило премию имени Юрия Сенкевича в номинации "Лучший региональный музей". В 2014 году команде судна вручили медаль "Морское наследие России". До того этой наградой были отмечены только 5 раритетных кораблей России, в том числе знаменитый барк "Седов". 

Предыдущая Следующая
новость