Как устроена выставка о моногородах на окраине Москвы

03 сентября 2017

"Невидимые города" - независимый проект о повседневной жизни российской индустриальной провинции. Несколько фотографов с 2012 года ездят по стране и привозят репортажи из городов, которые иначе редко попадают в поле зрения СМИ. Сейчас выставка проекта проходит в одном из отдаленных районов Москвы Восточное Бирюлево, который сам раньше считался промышленным.

Галерея "Загорье", где проходит выставка (с) Анна Зыкина

"В советское время любой рассказ об индустриальных городах был иллюстрацией строительства нового мира, а сейчас, когда “светлое будущее” осталось позади, эти территории остались без внимания. Мы хотим сделать эти города “видимыми”, делясь опытом своего личного открытия и осмысления", - говорят фотографы о своем проекте. Авторы побывали в Норильске и Буденновске, Тольятти и Емве, Пикалево и Златоуста - всего 25 городов. 

Все фотографии авторы сопровождают текстами. Иногда это истории горожан, например, про электросварщика из Златоуста, ставшего модельером, или гитарного мастера из Буденновска. Иногда - дневниковые записи приехавшего в моногород фотографа, порой очень личные. Мы расспросили куратора выставки Илью Пилипенко, что из проекта попало в московскую галерею, как организована выставка, как она оказалась в Бирюлево,  и почему делать невидимые города видимыми не так уж просто.

(с) Анна Зыкина

"Я взял за основу весь архив проекта - съемки за три-четыре года. На выставку попали фотографии из Сясьстроя, Дятьково, Тольятти, Сатки, Карабаша, Буденновска. Они представлены без подписей. Нам хотелось создать некий многоплановый образ не конкретного города, а моногорода как явления. 

(с) Анна Зыкина

Выставка состоит из нескольких частей. В коридоре - фотоистория про производство хрусталя в городе Дятьково в Брянской области. Сюда добавлены архивные фотографии этого же производства, сделанные в 30-х годах 20 века, которые нам любезно предоставил Политехнический музей. Далее в большом зале мы повесили несколько очень крупных фотографий. По сути это фотообои, с помощью которых мы перенести часть той реальности, которую фотографы видят в путешествиях, в выставочный зал. Моногород как фон для селфи. Наконец, последняя часть - окно. Здесь портреты жителей городов закреплены на решетке на улице. Они образуют сеть лиц, связанных этим проектом. 

(с) Анна Зыкина
(с) Анна Зыкина

Выставочный зал в Бирюлево предложил нам Фонд Владимира Смирнова и Константина Сорокина, который поддерживал все предыдущие выставки проекта, так что специально мы не выбирали. Аудитория пока что -  жители мегаполисов, хотя нам очень хочется показать проект в тех местах, где сняты фотографии. Это давно возникшее желание, которое, к сожалению, никак не превратится в реальные планы.

(с) Максим Букин
(с) Максим Букин

На выставке я попытался реконструировать такой, условно говоря, "колониальный" взгляд в предложенном пространстве. Он выражается в том, что основное внимание участников проекта занимает поверхность жизни: городской ландшафт и яркие личности. О том, чем живут люди в индустриальной провинции, проект рассказывает не вполне. Все сливается в один город, по своему красивый, но не очень понятный. Такой взгляд, я думаю, неизбежен в тех условиях, в которых ребята снимают (короткие поездки). Преодолеть его можно, только оставаясь в городах подолгу, но здесь можно впасть в другую крайность - неясно, когда следует остановиться. Съемка в Питсбурге Юджина Смита как раз пример такой крайности (Юджин Смит в 1955 году получил задание привезти из угасающего Питтсбурга 100 фотографий, а в итоге снимал город три года, сделал 17 тысяч кадров, и вошел в историю документальной фотографии - ред.)".

Выставка проекта "Невидимые города" проходит в галерее "Загорье" до 7 сентября. Подробнее тут.

Предыдущая Следующая
новость