Краснотурьинский трамвай - передвижная история города

04 августа 2017

Краснотурьинск - компактный город в Свердловской области, где живет около 60 тысяч человек. С определенных точек холмистый город виден от края до края, а пешком его можно обойти за несколько часов. При этом у Краснотурьинска есть трамвайная сеть - большая редкость для маленького города: в России всего десяток трамвайных городов с населением меньше ста тысяч. Местные жители гордятся этой уникальной особенностью, но увы, сегодня трамвай, ставший частью идентичности Краснотурьинска, находится под угрозой исчезновения.

© polarlightwolf.livejournal.com

Трамвай появился вскоре после того, как горняцкий поселок Турьинские Рудники получил статус города и был переименован в Краснотурьинск в 1944 году. Рядом с поселком нашли крупное бокситовое месторождение и построили Богословский алюминиевый завод. После войны завод начал набирать обороты, в города стали стекаться тысячи специалистов. Чтобы помочь им добираться на работу в городе, где еще не было общественного транспорта, и были открыты трамвайные линии.

1950-е © ymtram.mashke.org

Трамвайное движение заработало в январе 1954 года. Первая ветка проходила через весь город от набережной реки Турьи к главной проходной завода, собирая рабочих. В следующие несколько лет заработал еще один маршрут из центра в северную промзону. После 1959 года трамвайная сеть Краснотурьинска больше не развивалась, но сам город продолжал строиться вокруг трамвайных путей.

© ymtram.mashke.org
© ymtram.mashke.org

Несмотря на значимость трамвая в жизни промышленного города, сама трамвайная сеть, как описывают ее местные жители, "кажется скорее причудой, большой игрушечной железной дорогой, чем взрослым трамвайным предприятием". Движение трамваев однопутное: чтобы вагоны могли разминуться, на линиях устроены разъезды. Трамвайное депо - микроскопическое здание, похожее на детский сад. Большая часть трамваев круглый год стоит на улице.

© polarlightwolf.livejournal.com
Депо © ymtram.mashke.org
Трамвай в дэпо, 2015 год © Oleja-kid

В 90-е годы и без того хрупкая трамвайная система города стала приходить в упадок: денег на ремонт трамваев не было, изготовленные в советское время вагоны ржавели. В 2011 году вторая трамвайная ветка была закрыта под предлогом строительства водовода и так и не было пущена вновь. Протяженность трамвайной сети сократилась более чем вдвое, до 3,5 км. Сейчас в городе действует единственный - исторический - маршрут от набережной до завода. Парк небольшой, всего шесть вагонов, причем на ходу только три, и выпущены они были в 1985 году. Еще три - более современные вагоны "Спектр" начала 2000-х - уже в непригодном состоянии и никогда не выйдут на линию.

1995 год © ymtram.mashke.org
Салон, 2007 год © transphoto.ru
2007 год © transphoto.ru

 В 2014 году к делу повышения популярности трамвая подключились власти, разрешив местному провайдеру установить в вагонах бесплатный Wi-Fi (правда, на форумах пишут, что работает он не всегда). А вот через год город чуть не остался без любимой реликвии: трамвай временно перестал ходить из-за долгов управляющей компании за электричество.  Однако вопреки передрягам трамвай пока продолжает работу. Как сообщают местные СМИ, в сентябре на линии подорожает проезд с 16 до 18 рублей, то есть до уровня автобусов и маршруток,  конкурентов трамвая. 

Краснотурьинский трамвай переживает не самые легкие времена, но не теряет поклонников. В городе есть группы энтузиастов, которые тщательно документируют историю трамвая и борются за его сохранение. По итогам сбора идей по благоустройству Краснотурьинска на сайте моногорода.рф спасение трамвая оказалось самым популярным предложением. 


Трамвай едет вдоль протестантской церкви, 2014 год © polarlightwolf.livejournal.com
2017 год © transphoto.ru
Пульт управления действующего вагона 1985 года выпуска. 2013 год © Стас Скубневский
Салон с Wi-Fi, 2014 год © polarlightwolf.livejournal.com

В материал были внесены правки 6 августа: добавлена информация про голосование на сайте моногорода.рф, уточнено количество работающих вагонов.

Предыдущая Следующая
новость