Как работать с культурным наследием: советы британского эксперта

03 августа 2017

Этим летом в России побывал Саймон Мюррей, заместитель гендиректора Национального фонда (National Trust). Это британская негосударственная организация, которая занимается реставрацией и охраной исторических объектов. По приглашению министерства культуры он посетил около 10 российских регионов, в которых знакомился с тем, как там восстанавливают и используют старинные здания. Сайт "Хранители наследия" взял у Мюррея интервью, в котором он поделился своими впечатлениями. В этом интервью много всего интересного, но мы решили вынести из него несколько практических рекомендаций, которые могут пригодиться тем, кто занимается темой сохранения памятников истории.

Церковь в усадьбе Шереметьевых, Мценск

Не откладывайте проблемы наследия на потом

Понятно, что у мэров городов много приоритетных  проблем: школы, дороги. Проблемы наследия остаются где-то на периферии, да еще и требуют много средств. Но из опыта Великобритании мы знаем, что инвестиции в наследие дают фантастические результаты – и не только с точки зрения веры и любви людей к тому месту, где они живут, но и с точки зрения экономики. Города, которые после второй мировой войны озаботились сохранением своего наследия, сегодня – самые процветающие. А те, которые в 1950-60-е все сломали ради новых железобетонных построек, сегодня находятся в более депрессивной экономической ситуации.

Не вкладывайте все деньги в одно здание

Мюррей посетил хорошо отреставрированный дом Асеева в Рассказово и высказал мнение, что можно было поменьше вложить в этот дворец, а оставшиеся деньги распределить между зданиями, которые нуждаются в спасении. Он приводит пример: National Trust владеет долиной, в которой около 100 построек: многие в плохом состоянии – протекающая крыша, разбитые окна. Организация могла полностью вложиться в один дом, но тогда остальные рисковали исчезнуть навсегда. И в National Trust приняли решение вместо полного восстановления одного дома сделать временные крыши на все сто домов, сохранив их на будущее.

Усадьба Асеева © onlinetambov.ru

Думайте как предприниматели

Работая с наследием, думайте о нем как о товаре: для какой аудитории он подойдет. Разовые посетители – это одна ситуация, верующие люди – совсем другая, иностранные туристы – третья. В основном главный "потребитель" наследия – местные "покупатели": это они будут там гулять с собаками, сидеть в ресторане, играть с детьми, посещать мероприятия, одним словом, находиться в том пространстве. И спасая наследие нужно думать об этой аудитории, тогда это будет успешное дело. Вы окупите инвестиции в реставрацию. Отсюда вытекает следующая рекомендация.

Паломники в Ростове © vichuga-voskr.cerkov.ru

Создавайте хорошие условия для посетителей

Интервью проходило во дворце Юсуповых в подмосковном Архангельском, и Мюррей обратил внимание, что сам дворец отреставрирован замечательно, а вот сад не поддерживается в хорошем состоянии. Кроме того, на территории Архангельского небольшие туалеты и единственный ресторан за оградой, которым управляет кто-то другой. Британский же специалист считает, что для места, которое приезжает посмотреть полмиллиона человек в год, это не очень хорошо. Вместо того, чтобы реставрировать еще один зал дворца, лучше потратить деньги на создание хорошего визит-центра для посетителей с рестораном, сувенирами и уже вырученные деньги вложить в реставрацию.

Дворец Юсуповых © toptigki.livejournal.com

Развивайте среду

Восстановить отдельное здание, но оставить вокруг плохие дороги, разрушающиеся дома, плохую инфраструктуру - неправильный подход. Нужно мыслить стратегически, надо развивать все., как это делает Суздаль. Весь город является приятной средой. Хорошие рестораны, привлекательные магазины. Культурное наследие – это центр, вокруг которого нужно создавать комфортную среду для людей. И тогда центр будет уже сам влиять на ситуацию в городе в целом. Причем инвестиции в какой-то момент начинают сами себя окупать и усиливать. Энергия создает энергию.

Суздаль © landmarks.ru

Думайте о людях

Осознайте, что наследие - для всех людей, а не только для историков или туристов. Думайте о том, что наследие – это то, что нужно дать людям. Первые вопросы, на которые стоит ответить – кто захочет сюда поехать, зачем, что они ждут от этого места, зачем это место вообще существует? Культурное наследие – ничто без людей. Здание, которое никто не видит, фактически не существует. Только люди придают смысл его существованию. А без смысла культурного наследия просто нет.

Источник: Хранители наследия
Предыдущая Следующая
новость