Как сделать классный фестиваль в маленьком городе: Инструкция

07 августа 2017

Многие городские праздники похожи друг на друга.  На площади сцена, на которой выступают всем знакомые артисты, вокруг сцены - вялое гуляние, а потом все расходятся по домам. Картина неплохая, но привычная. К счастью, это не единственный возможный сценарий. Под словом "фестиваль" порой скрывается современное уличное искусство, электронный рейв и даже спасение городского наследия. Мы расспросили у организаторов необычных фестивалей в Выксе, Воткинске и Димитровгаде, как действовать, чтобы все получилось классно. 

Арт-Овраг в Выксе

Фестивалю "Арт-Овраг" в Выксе уже 7 лет. Сейчас это мощное культурное событие с именем, куда приезжают гости со всей России. В фестивале участвую как российские, так и западные художники, приезжают именитые лекторы и модные музыканты. "Арт-Овраг" настолько вписался в образ Выксы, что трудно поверить, что его когда-то не было. Куратор первых трех лет фестиваля Константин Гроусс рассказал, как этого добиться:

"Такой фестиваль складывается из находок. Сначала нужно исследовать городской контекст, который есть на сегодняшний день. Исследование города начинается с обычного наблюдения и поиска активной молодежи. Они варятся в собственном соку, у них есть интересы, но нет никакой поддержки - общественной, материальной и информационной - которая бы их вдохновляла продолжать развиваться. Поэтому в первую очередь мы решили усилить этих людей, предоставить им круг общения.  Фестиваль - это прежде всего общение людей на определенные темы.

2011 год 
2011 год 
2011 год 
2011 год 
2011 год 

Люди, находящиеся вдали от мегаполисов, воспринимают все происходящее там как некую сказку из телевизора. У них есть своя история, свой повседневный ритм, круги, которые они наворачивают. Деликатно вмешаться в эти круги - и есть задача, которую мы ставили. Для  этого надо изучать повседневность и искать в ней незамеченные пока символы. Например, когда я пришел смотреть площадку для фестиваля в центральном парке, выяснилось, что он весь состоит из оврагов. Оказалось, что раньше тут  была усадьба с каскадными озерам, из которых осталось одно, а остальные стали оврагами. Это привычный для всех ландшафт, но почему он сложился, мало кто знает. Так родилось название фестиваля. Другая находка - единорог. На третьем фестивале мы думали о новом символе города, сначала выбрали пантеру, а потом нашли единорога на гербе. Он всегда там был, но никто его не замечал.

2013 год © artovrag-fest.ru

Еще одна задаче фестиваля - изменение отрицательных символов на положительные. Мы находили какую-то часть повседневной жизни, к которой в городе негативное отношение, и давали другой ракурс. Первичный заказ на фестиваль мы получили от градообразующего предприятия Выксы (ОМК). У них была проблема с оттоком молодежи: на заводах развивают новые технологи, а работать там некому, в местном колледже минусовой конкурс. Молодежь либо уезжала, либо своеобразно проводила время: в первый год, когда мы приехали и стали гулять по парку, там под каждым кустом была куча шприцов. Такими вещами народ увлекался, но за три года это поменялось.

2012 год © artovrag-fest.ru
2012 год © artovrag-fest.ru

Первый фестиваль мы посветили субкультурным вещам - рэп, стрит-арт, экстремальный спорт - и добавили к этому творчество и искусство. Поэтому девиз первого феста "Сделай арт на свой стрит". То есть на свой вкус и на своей улице. Со второго года мы добавили международный контекст. Третий год - вообще большой фестиваль: 20 стран мира, художники,  архитекторы, премия "Паблик-арт". На третий год люди уже совсем иначе воспринимали свой город, видели себя на карте мира. Набирали Выксу в поиске и видели, что вот у них есть фестиваль, куда едут люди со всего мира.

2013 год © artovrag-fest.ru
2013 год © artovrag-fest.ru
2013 год © artovrag-fest.ru
2013 год © artovrag-fest.ru
2013 год © artovrag-fest.ru

Программу фестиваля нужно разрабатывать непосредственно для конкретного города. Выявлять интересы людей, искать контекст, живые точки соприкосновения. Стрит арт - искусство контекста. Хороший стрит-арт всегда использует контекст и превращает его искусство. Сейчас власти это подхватили и стали просто красить фасады и называть это стрит-артом. Московское ЖКХ вот за это взялось: покрасили огромное количество зданий без учета контекста, и сразу получился китч, просто за деньги покрашенные здания. Чтобы понять контекст, нужно искать активных молодых людей. Например, у нас был один человек, который вел альтернативный сайт о городе. 

2013 год © artovrag-fest.ru
2013 год © artovrag-fest.ru

Первое время надо быть готовым к непониманию, это нормально. Например, на втором фестивале художники сделали портрет Маяковского по фотографии Родченко (темой фестиваля был русский авангард). Делали в ночь на 9 мая, так удобнее красить. А утром жители начали звонить в милицию и говорить, что фашисты нарисовали портрет Гитлера. Пришлось сразу в местной прессе давать интервью что это не Гитлер никакой, а очень даже наш поэт, хмурый суровый Маяковский.

2012 год © audiovisualacademy.com

Чтобы лекторы на фестивале говорили для аудитории, а не для себя, нужно эту аудиторию хоть чем-то зацепить. Поэтому сходу выстраивать серьезные темы, к которым люди не готовы, не надо. Фестиваль нужно строить с перспективой роста в 2-3 года. Тогда преодолевается инертность привычек и мышления. Например, на второй год у нас давал лекцию художник из Нью-Йорка Джон Пауэрс, и дети уже сами задавали ему вопросы про паблик-арт, про Энтони Гормли. Они за год поинтересовались темой, которая была за пределами их повседневности, а теперь вошла в нее. Обычно люди живут и считают, что какие-то вещи не для них. Изменение восприятия с "не для меня" на "для меня" очень важно, потому что вся информация в мире доступна в любое время в любой точке планеты. Вопрос доступа - намерение ее узнать".

Pitch в Воткинске

Музыкант Рустем Имамиев, который под псевдонимом XAN играет в московских клубах, в 2015 году приехал в родной город помочь приятелю провести мероприятие на центральной площади по случаю празднования юбилея Чайковского, который родился в Воткинске. В город приезжало много интересных исполнителей, и Рустем решил на второй день провести локальный рейв. Вечеринка получила название PITCH 175 (то есть Петр Ильич Чайковский 175 лет) и стала первым подобным событием в Воткинске. Мы узнали у организатора и идейного вдохновителя фестиваля, как привезти электронную музыку в маленький город:

"Идея пришла спонтанно. Сначала хотел сделать вечеринку для себя и своих воткинских друзей музыкантов, потом решил привлечь еще и ижевских, далее рассказал ребятам из Москвы. Так в итоге и получилось, что фестивалем было бы назвать самое верное решение.

© vk.com/pitch_175

Чтобы сделать классный и неказенный музыкальный фест в маленьком городе, для начала стоит выяснить, нужен ли кому-то там музыкальный фестиваль. Что это за люди - музыканты или меломаны. Если есть достаточное количество музыкантов, которые делают интересную музыку, думайте о том, как привлечь людей, которым было бы интересно их послушать. Важно заручиться поддержкой кого-то, кто имеет отношение к организации подобных мероприятий в больших городах, вплоть до Москвы и Санкт-Петербурга.

Вид изнутри бывшего к/т "Победа" © vk.com/pitch_175

Что касается городской администрации, я делал все без ее поддержки, по крайней мере финансовой. По старой дружбе договорился с директором местного молодежного центра, бывшего кинотеатра "Победа", о возможности провести все там. Денег за аренду не просили, единственное - разместил на афише их логотип.

© vk.com/pitch_175
© vk.com/pitch_175

Я не говорил о рейве ни слова, слишком много нужно было бы объяснять. Я и не собирался сначала делать рейв, первое мероприятие длилось с 16 до часу ночи. А вот на следующий год мы тусовались до 5 утра (естественно в другом месте, нас уже в тот самый молодежный центр не пустили). Стоит отметить, что даже в 2015 году той музыкой, которой я хотел и наполнил пространство "фестиваля", в городе не интересовался никто, кроме моих трех друзей. Поэтому о массовом мероприятии речи не шло, соответственно некому не о чем было волноваться (имею ввиду администрацию). Основную массу составили ребята из Ижевска, благодаря им, собственно, все и состоялось. Первый фест вышел все же для гостей, больше чем для музыкантов, хотя все неплохо повеселились". 

Том Сойер Фест в Димитровграде

Фестиваль восстановления исторической среды "Том Сойер Фест" родился в Самаре в 2015 году. В рамках фестиваля волонтеры восстанавливают старинные здания в городе, которые официально не являются памятниками, но представляют историческую ценность. За два года в фестивале приняли участие около 200 человек и восстановили 7 зданий. В 2017 году фестиваль пришел и в другие российские города, в том числе в Димитровград. Организатор фестиваля, глава историко-культурного фонда "Мелекесъ" Андрей Мокеев, поделился, как заполучить "Том Сойер Фест" к себе в город, и в чем его ценность для жителей:

"Я узнал о фестивале из интернета и написал самарским организаторам. Устроить "Том Сойер Фест" у себя в городе очень просто: нужно только пройти обучение и браться за поиск добровольцев. Так произошло и в моем случае: в марте я съездил в школу "Том Сойер Фест" в Самаре и сразу после этого начал собирать людей, которым эта идея интересна.

© vk.com/melekes_com

Для реставрации мы выбрали три дома 19 века. Это жилые кирпичные дома в самом центре Димитровграда на улице 3-го Интернационала. Заметное центральное расположение - важный момент при выборе зданий для ремонта, особенно если фестиваль проходит в городе в первый раз. Иначе даже самые неравнодушные к наследию люди могут просто не заметить ваших усилий. Выбирайте места с хорошей проходимостью, и люди быстрее узнают о фестивале, захотят присоединиться.

© vk.com/melekes_com

Другой важный момент в том, что вы должны заручиться поддержкой, или хотя бы согласием жильцов восстанавливаемого дома, иначе могут случиться конфликты. В нашем случае, к счастью, жильцы нам всемерно помогают и поддерживают, часто сами принимают участие в ремонте. Также положительно отреагировала администрация города, выделив "Том Сойер Фесту" 40 000 рублей.

© vk.com/melekes_com

Волонтеров у нас 10-30 человек. Это люди, которые действительно любят наш город.  Есть школьники, рабочие, чиновники. Приходят после работы или учебы, каждый день кто-то есть на объекте, и к концу лета мы надеемся закончить реставрацию фасадов.

© vk.com/melekes_com

Но "Том Сойер Фест" - это не только восстановление цвета города, но и придание новых смыслов месту, создание новых событийных точек. На месте фестиваля мы стараемся проводить мероприятия, устраивать лекции, приглашать музыкантов. Также важно звать администрацию, чтобы фестиваль стал шансом для жителей донести до властей свои проблемы. А проблем много. Во-первых, досуг - некуда людям из старой части города даже с детьми выйти, нет ни детских парков, ни площадок. Во-вторых, сохранение памятников архитектуры - они в федеральной собственности, их нельзя просто так ремонтировать, и они стоят и разрушаются. Мы надеемся, что наш минимальный посильный вклад обратит внимание власти на весь этот спектр трудностей".


Предыдущая Следующая
новость